Получи права в ведущей автошколе
ГИБДД лишилась части полномочий. Как это отразится на качестве автодорог?
ГИБДД за год в 40 раз снизила число предписаний на устранение проблем с качеством дорог. Ее полномочия по реагированию на жалобы водителей на ямы и знаки снизились из-за изменений в законодательстве.
Как указали в МВД, в связи с законодательными изменениями ведомство теперь может выносить предписания дорожникам с требованием оперативно исправить тот или иной недостаток на дороге только после проведения дополнительных контрольно-надзорных мероприятий.
Снижение полномочий ГИБДД в этой сфере связано с принятыми в прошлом году поправками, направленными на общее снижение госконтроля при проверках бизнес-структур, поясняет Национальный автомобильный союз (НАС) в обращении к МВД по итогам анализа доклада о безопасности движения (есть у Autonews.ru). В результате ГИБДД потеряло право сразу возбуждать административные дела в отношении дорожных организаций из-за жалоб граждан без согласований с органами прокуратуры. Эксперты НАС опасаются, что утрата возможности оперативно реагировать на жалобы водителей и пешеходов приведет к росту аварий из-за плохого качества дорог или неправильной организации движения. Совет попросил МВД рассмотреть пути возврата утерянных оперативных полномочий.
Почему в ГИБДД не могут оперативно реагировать на жалобы водителей
Изменения в работе ГИБДД связаны с реформой контрольно-надзорной и разрешительной деятельности, в рамках которой правительство существенно ограничило возможности контрольных (надзорных) органов, к которым, в том числе, относится и ГИБДД, подтвердила Autonews.ru юрист и автоэксперт Катерина Соловьева. Кроме того, постановление правительства № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» также ограничило проведение контрольных (надзорных) мероприятий в 2022-2023 годах.
Но в эту процедуру внесли поправки — возбуждать дела в ГИБДД теперь могут только в рамках плановых проверок, указывает юрист. При этом, чтобы проверить дорожников, в ГИБДД сначала должны получить согласование прокуратуры. Там же его могут выдать, только если имеется риск причинения вреда жизни или здоровью или он уже причинен, то есть ранены или погибли люди, перечисляет она.
«Проще говоря, водитель видит большую яму, или ремонт дороги на опасном участке, который вообще не обозначен, жалуется в ГИБДД, и те, либо сразу отказывают, либо обращаются в прокуратуру. А там в возбуждении проверки могут легко отказать, если на этом месте не произошло, к примеру, ДТП. Все это приводит к пренебрежительному отношению дорожных организаций к содержанию дорог и безопасности. Они знают, что теперь их за это привлечь почти невозможно. То есть, государство лишено инструмента оперативного контроля. И общественные организации тоже больше не могут контролировать в полном объеме реализацию нацпроектов в сфере строительства дорог», — подчеркивает эксперт.